Львовский Автобусный Завод





"Хоть вы не знаете меня, а я — не знаю вас, тесней садитесь к свету монитора, послушайте рассказ!"


Львовский Автобусный Завод



И мы с друзьями тоже взяли и поехали. Поехали в удивительно прекрасный город Львов, где нам удалось побывать на конвейерной сборке автобусов завода ЛАЗ — Львовского Автобусного Завода.
Львовский Автобусный Завод



Мне всегда были интересны исторические события со второй половины 50-х годов и до середины 60-х годов: открытие космоса, бурное развитие науки, появление рок-н-ролла! Поэтому я неравнодушна к местам, институтам и заводам, которые имеют к этому периоду самое непосредственное отношение, и ЛАЗ — в этом ряду.
Приехав во Львов и немного погуглив, мы обнаружили, что 12 марта 2013 года конвейер на заводе ЛАЗ был остановлен, но сейчас, через несколько месяцев, он так и не запущен снова. Это значит, маловероятно, что мы встретимся в цехах с рабочими, и наша экскурсия никому не помешает.


Львовский Автобусный Завод



Отчего же тьма накрыла завод ЛАЗ и откуда она пришла?
ЛАЗ выиграл тендер и произвел автобусы к футбольному чемпионату Евро-2012. Компании задолжали около 50 миллионов гривен, из которых 20 миллионов гривен «висит» на властях Львова, город не может выплатить задолженность перед заводом, так как «Ощадбанк» отказался возобновить городу кредитную линию.

Дальше больше. Львовский горсовет обратился к властям страны с требованием вернуть автобусный завод в государственную собственность. В ответ ЛАЗ сообщил о переносе производства городских автобусов на Днепровский автобусный завод в Днепродзержинск. До этого руководство завода рассматривало перенос производства в Российскую Федерацию.

После этого конфликт пошел по нарастающей: завод даже отказался бесплатно ремонтировать автобусы, проданные коммунальщикам.
Сам ЛАЗ также имеет долги за электричество, теплоснабжение и аренду земли. Вот вам объяснение причин, отчего же на ЛАЗе было так темно.
"Почему?", "По какой причине?", и "Какой же из этого следует вывод?" — вот вопросы, которые интересовали маниакально-депрессивного ослика Иа-Иа.

А мы — ребята весёлые, нам подавай ЭКШН!
Поэтому пройдём по цехам, развеем хоть чуть-чуть своё невежество и ознакомимся с технологией конвейерного производства низкопольных автобусов.


Львовский Автобусный Завод



Второй раз мы пришли, когда было солнце и чудесный светлый день. Наш приход был замечен вороном. Он летел за нами и обличительно каркал. Если бы кто-то его кроме нас слушал, то понял бы: пришли посетители.


Львовский Автобусный Завод


Львовский Автобусный Завод


Львовский Автобусный Завод


Львовский Автобусный Завод



Может быть, эта линия Protech и для чего-то другого, гугл выдал такое её предназначение. Точно можно сказать только одно — это ванны, в которых что-то обезжиривают.


Львовский Автобусный Завод


Львовский Автобусный Завод


Львовский Автобусный Завод



Соседство станков и заготовленных на предыдущем этапе профилей говорит о том, что станочки на фотографии — для их обработки. Но для какой именно обработки, остаётся вопросом, на который я не знаю ответа.


Львовский Автобусный Завод


Львовский Автобусный Завод



Компания Kaltenbach работает вовсю с Россией, и у них есть русская версия сайта.


Львовский Автобусный Завод



Вот ещё разные станки в том же цеху.


Львовский Автобусный Завод


Львовский Автобусный Завод


Львовский Автобусный Завод


Львовский Автобусный Завод



Переходим в новый цех. В нём стоят лазерные станки для раскроя листовой стали!


Львовский Автобусный Завод







Львовский Автобусный Завод



За это фото спасибо пользователю happylogin =)

Теперь перейдем в цеха, где собирают и клеют рамы, увидим собранные каркасы будущих автобусов, троллейбусов и трамваев.


Львовский Автобусный Завод



Как видите, большой цех, через окна на крыше льётся солнечный свет. Когда накануне вечером мы гуляли по крыше — мы не нашли ни одного выбитого, разбитого или отсутствующего окошка: все стекла целы и на месте. Этим ЛАЗ разительно отличается от многих заводов, на крыше которых мне довелось побывать. ;)

Ещё мне бросается в глаза порядок в цехе, в этом, и других тоже. Подобный порядок я видела только на заводе экскаваторов Volvo, на котором я была по работе.
В нескольких цехах висит документ "Политика качества". В ней декларируется соответствие производства международным стандартам.


Львовский Автобусный Завод



Являются ли автобусы или другой коммерческий транспорт, который выпускал ЛАЗ, действительно качественными и надёжными? Такой вопрос у меня конечно же возник в связи с тем, что успешный завод, по логике вещей, должен был бы работать. Скажу сразу, я совершенно не разбираюсь в этом вопросе.

Однако, когда я готовилась написать этот обзор, я прочитала довольно много статей о производстве автобусов в Украине, статьи про рынок коммерческой техники в России и про европейский рынок.
Из всех этих статей и новостей я сделала несколько разноплановых выводов:

1. Украина вообще не очень любит свое собственное производство автобусов. Например, завод, который выпускал автобусы Богдан — более их не выпускает. (См. статью "Богдан" в прошлом месяце покинул украинский рынок автобусов"). Так что проблемы в Украине не только у ЛАЗа, и в этом можно увидеть политику, много политики.

2. Любит — не любит, а конкуренция сильна: производителей в стране несколько, российским производителям нужен украинский рынок, и международные компании тоже стараются как могут на него попасть.

3. Даже у очень больших компаний бывают проблемы: "Прибыль Volvo рухнула на 92%" — в статье идёт речь про коммерческий транспорт, в том числе и про автобусы. А раз у Volvo проблемы из-за сильной конкуренции, то почему ЛАЗ должен быть исключением из рыночных правил? Но здоровая ли это конкуренция — не понятно.
Сам владелец ЛАЗа (завод давно приватизирован и является частной компанией) старается спасти производство, как может: в разное время он заявлял о переводе производства в другой город, в Россию, в Болгарию, о создании СП с французской компанией Alstorm. Поэтому, мне кажется, со стороны владельцев есть однозначное желание сохранить завод, а не обанкротить его.


Львовский Автобусный Завод


Львовский Автобусный Завод


Львовский Автобусный Завод


Львовский Автобусный Завод


Львовский Автобусный Завод


Львовский Автобусный Завод



Что ни говори, мимимишные они, эти автобусы! А зря мы не пошли в административное здание, может быть, там есть музей? Или хотя бы альбомы с фотографиями производства за разные годы? Вот это было бы очень увлекательно изучить. На сайте Денисовца довольно много фотографий, но хотелось бы в лучшем, большем разрешении, и более разноплановых фотографий, что ли...
В поисках описания технологии производства автобусов нашлось видео телеканала Discovery, в котором показан процесс сборки автобуса на американском заводе. Что же, некоторые детали на ЛАЗе явно другие, но в целом всё очень похоже выглядит.




В дополнение к видео — официальный репортаж с ЛАЗа, в котором также рассказывается, как собираются ЛАЗы.


Львовский Автобусный Завод


Львовский Автобусный Завод


Львовский Автобусный Завод


Львовский Автобусный Завод


Львовский Автобусный Завод



Каких-то дополнительных комментариев не пишу, надеюсь, вы просмотрели видео, и уловили в общих чертах, что к чему в этой серии фотографий про клей =)
Теперь немножко истории: ужасно интересно, как конвейер выглядел в разные годы?


Львовский Автобусный Завод



Еще есть очень интересная подборка фотографий РИА Новости о том, как выглядел конвейер ЛАЗ в разные годы. Обязательно посмотрите! Ссылка.


Львовский Автобусный Завод



И еще одна историческая фотография. На ней самолёт, созданный на моём любимом заводе АВИАНТ и автобус ЛАЗ.


Львовский Автобусный Завод



В обзоре были использованы фотографии с замечательного сайта, созданного Игорем Денисовцем и посвященного автомобильной истории нашей страны. Нашей страны — то есть, СССР.


Львовский Автобусный Завод

Спасибо за внимание! 

Комментариев нет:

Отправить комментарий